Особенности домашнего задания по предмету ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ не предусматривает обязательного домашнего задания. Очень важно, чтобы ученики не потеряли интерес к предмету, не воспринимали его назидательным и «трудным». Поэтому, считаю необходимым предлагать учащимся задания на дом творческого, поискового или проблемного характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Рекомендации к домашним заданиям
Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
- Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
· Познакомьтесь с пословицами об одиночестве и постарайтесь в небольшом сочинении объяснить, как вы их понимаете
«Одна пчела немного меду натаскает»;
«Один в поле не воин»;
«Две головни и в поле дымятся, а одна и дома гаснет»;
«В согласном стаде волк не страшен»;
«Не нужен и клад, коли всё на разлад»;
«Глуп совсем, кто не знается ни с кем»;
(примечание: в национальных республиках можно наряду с русскими добавить пословицы и поговорки титульных наций, например в школах Удмуртии можно привести в качестве примера пословицы удмуртского народа: «Одинокое дерево ветер (легко) валит», «Одной рукой не завязать и узла», «Одна пчела меду не припасет», «Одному и кашу из горшка съесть тяжело, а вместе и камень (глыбу) перевернуть легко» и др.).
· Познакомиться в интернете или в библиотеке с изображением одного из природных и культурных памятников России, включенных в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Описать его на словах (письменно), дать ему оценку с точки зрения добра и красоты.
Перечень памятников: Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Архитектурный ансамбль Кижского погоста Московский Кремль и Красная площадь, Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Церковь Вознесения в Коломенском, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Центральный Сихотэ-Алинь, Золотые Алтайские горы, Убсунурская котловина, Западный Кавказ, Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль», Ансамбль Ферапонтова монастыря, Куршская коса, Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента, Остров Врангеля, Ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Ярославля, Геодезическая дуга Струве, Плато Путорана.
Прочитайте отрывок из повести Б.А. Алмазова «Деревянное царство».
Школьник Петя Столбов и его подружка Катя заплутали в лесу. В глухомани они наткнулись на заброшенную древнюю деревню – скит, где и укрылись от непогоды. В одном из домов Петька нашёл целый сундук старинных книг…. Спас их егерь Антипа – единственный из оставшихся в живых жителей заброшенной деревни. Катя к тому времени уже потеряла сознание от слабости, а Петьке Антипа строго настрого запретил рассказывать, где они были. А Катя очнулась уже только когда они вновь вернулись в деревню.
«Катя лежала в светёлке. Она очень обрадовалась и Петьке и рябине.
— Можно бусы сделать, — сказала она, перебирая ягоды тоненькой, похудевшей до синевы рукой.
— Ты ешь! Сладко! Необыкновенный какой-то вкус! — сказал Петька. Не мог он спокойно смотреть на эту девчонку, всё его совесть мучала, что загубил ей каникулы.
— Петя! — прямо глядя ему в глаза, сказала девочка. — А что ты не расскажешь, где это мы на болоте были?
— Да не на болоте вовсе! В Гончаровке были.
— Да? А я всё царство какое-то деревянное видела… И будто на мне сарафан парчовый и кокошник, как у принцессы. И огни горели…
— Нет, — отвёл глаза Петька, это тебе в бреду…
Зачем ты меня обманываешь, Петя? — Катя потянулась и вынула из-под подушки ту самую книгу, что читал ей Столбов там, в скиту. — Это вот ты в мешок сунул.
Петька покраснел так, как не краснел никогда.
— Катя! Ты должна меня понять, — запинаясь, начал он. — Это не наш секрет…
Катя внимательно выслушала всё, что он сбивчиво говорил ей и про ценность находок, и про одиночество Антипы, и про опасность со стороны барахольщиков, и про совершенно справедливые опасения старого егеря. Девочка машинально перебирала ягоды, рассыпанные на одеяле.
— Знаешь, — сказала она, подумав, — ты отдай Антипе Андреичу книжку эту. Скажи, мы случайно унесли. Пусть он нас за воров не считает. И ты, Петя, на него не обижайся. Это ведь его родной дом, скит-то. Хочет — пустит туда, а хочет — не пустит… А знаешь, почему наше болото не замерзает? Там ключи горячие. Я в этой книжке прочла. И ещё: как эти ключи начинают сильно бить, так во всей окрестности неурожай. В этой книжке за сто пятьдесят лет наблюдения записаны…
— Видишь — сказал Петька. — Это ж научные сведения! Им цены нет! А он их прячет.
- Нет, — сказала Катя. — Силой ничего брать нельзя».
Письменно ответьте на вопросы: согласны ли вы, что у другого человека нельзя ничего брать силой? Почему? Докажите свою точку зрения.
Учащиеся заполняют таблицу
Правила
Я следую
Большинство
Почитай отца и матерь твою
Не убивай
Не кради
Не прелюбодействуй
Не лги
Не завидуй
Не суди и не судим будешь
Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, можно ли стать полностью добродетельным? Встречали ли вы таких людей в жизни? Нужно ли стремиться стать полностью добродетельным? Расскажите о человеке, про которого можно сказать: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться».
(3) Путь добродетели труден и долог. Многим кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда такой человек должен быть готов к тому, что окружающие его люди не захотят общаться с ним, не захотят с ним дружить. И не надо бояться, что ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным. Если ты будешь стремиться к этому, приложишь старания, будешь стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения, то рано или поздно люди скажут о тебе: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться». А это и есть высшая оценка добродетельного человека.
· Продолжить цепочку слов:
а)Масленица, Троица...;
б)Талмуд, Коран…
в) апостол Павел, пророк Мухаммад…
г) синагога, мечеть…
Путники и медведица
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»
Как вы думаете, что сказал один приятель другому?
Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».
Поделиться с друзьями: