Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках
Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.
Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.
Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями:
1. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему?
Включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики живописных полотен, тематически близких изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.
Обозначим возможные виды деятельности при работе с картиной на уроке:
1. Краткая справка о художнике и его картине.
2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету.
Примерные вопросы по картине Крамского «Иисус в пустыне»
1. Краткая справка о художнике и его творчестве (информация дается либо учителем, либо заранее подготовленным учеником).
2. Что собой представляет сюжет картины? (На первом этапе целесообразно организовать экспромтное обсуждение сюжета, а затем уточнить сюжет, привлекая сведения из истории искусства).
3. Опиши Иисуса( фигуру, лицо, глаза, позу, настроение)
4. Как автор картины показывает природу? Какова её роль?
5. Какие краски использовал художник в своем полотне? Какова их роль?
6. Какое впечатление производит картина?
7. Каким настроением проникнута картина?
8. Удалось ли художнику воссоздать образ Иисуса Христа?
Поделиться с друзьями: